0.7 C
Крутиха
Понедельник, 17 ноября, 2025

Километры жизни Сергея Зубцова

Известна пословица, что не место красит человека. Человек трудолюбием, мастерством и преданностью выбранной профессии превращает свое дело в настоящее искусство. Одно – на всю жизнь.

Так, уже более 36 лет работа водителем большегрузного автомобиля Крутихинского дорожного участка не перестает быть любимой для Сергея Зубцова.
Сколько раз обновлялся прибор учета километража его старенького, но любимого и надежного МАЗа – сам Сергей не знает. Кто их считал, эти пройденные километры?

Километр нулевой
Родился и рос маленький Серёжа в обычной сельской семье в Долганке. Отец трудился механизатором в совхозе, мама – в совхозной столовой. В семье, кроме сына, подрастали еще три девчонки. Жили дружно и ладно, дети учились и помогали родителям по хозяйству. На плечах мальчишки лежала забота о многочисленной домашней скотине. Часто он выступал в роли пастуха отары овец – своих и соседских, пасли подённо, чередуя «дежурства» с другими владельцами.
Свои первые километры на технике Сергей проехал на отцовском тракторе. Это было любимое, с предвкушением радостного ожидания и нетерпения занятие.
Отец приезжал на обед домой на погрузчике, сын с удовольствием сменял его за рулём и чистил снег возле ограды.
А в уборочную страду, когда папа менял руль трактора на штурвал комбайна, мальчишка садился на велик и летел на полевой стан, самый дальний от села, там мог и ночевать несколько дней, полностью окунаясь в романтичную для пацана атмосферу битвы за урожай.

Профессия – водитель
Несмотря на любовь к технике, Сергей в детстве и юности все-таки мечтал о другом. Очень хотелось быть охотоведом, потому как многочисленные родственники мужского пола занимались именно охотой. Вот и парень, глядя на старших, свою будущую профессиональную деятельность хотел связать именно с этим. Но жизнь распорядилась по другому. Когда пришло время отдать свой воинский долг Родине, призывника срочной службы Зубцова от военкомата отправили учиться на водителя категории «В, С». Так Сергей получил свою первую и единственную профессию. Два года службы в погранвойсках Приморского края он провел за баранкой ГАЗ-66, незаменимого во всех воинских частях Союза.
После армии в 1986-м вернулся в родной совхоз, но там, к сожалению, делать было уже нечего – хозяйство уверенными шагами шло к своему распаду и исчезновению. Парню сказали прямым текстом: уезжай, здесь молодым делать нечего. И Сергей, послушав совета мудрых старожилов, переезжает в районный центр, где, безусловно, еще «светили» кое-какие перспективы. И своим уже профессиональным километрам жизненного пути Сергей начал отсчет в Крутихинской Сельхозтехнике.

Сергей Зубцов в начале трудового пути

Дорога длиной в жизнь
К сожалению, и это предприятие уже «давало крен». К тому времени Сергей уже обзавелся семьей и переехал вместе с супругой в Бийск. Усердно искал работу по специальности, но везде требовался стаж, которого у молодого парня не было. Сидеть без работы не привыкший, он устраивается работать грузчиком, а затем молодая семья перебирается на постоянное место жительства в родную Крутиху.
И в 1989 году коллектив Крутихинского ДРСУ пополнился молодым водителем. Не сразу парню доверили технику. Бывший тогда начальником организации Анатолий Михайлович Клюшов, критично осмотрев устраивающегося на работу водителя, предложил: «Там стоит старый разбитый ЗИЛ. Сумеешь собрать – посмотрю, какой ты водитель, будешь работать». Не испугал. ЗИЛ был собран и заведён. Так называемый испытательный срок был успешно пройден.
Но ездить на своем вытащенном из руин «подопечном» не пришлось, Сергею предложили другой ЗИЛ с номерным знаком 44-28 (номера машин до сих пор у Сергея Ивановича в памяти). Потом был опять же ЗИЛ 72-74. Все эти машины переходили от более опытных водителей, когда те получали новую технику. И в ноябре 2000 года до абсолютно новенькой, пахнущей краской машины «дослужился» и водитель Зубцов. Это был МАЗ, который вот уже 25 лет – верный и надежный друг, помощник, коллега.
– Не поменяю его ни на какую другую технику, – говорит Сергей, – прирос к нему, он, наверное, ко мне. Я с ним и разговариваю – давай, родной, тяни! Знаю его характер, как бы смешно это не звучало – водители меня поймут. И пока в строю я, пока в строю он – думаю, так и будем кататься.

Тот самый МАЗ

Профессия дорожника сродни спасателю – помимо основного рабочего времени вызвать на работу могут и посреди ночи. Да и основное рабочее время чаще всего не нормировано в горячую летнюю пору, когда активно идет строительство или ремонт дорожного полотна. Последний раз в отпуске летом Сергей, как и многие его коллеги по цеху, был на свадьбе сына в 2019-м. Все остальные отпуска приходятся, как правило, зимой. Бывают и командировки, ведь дороги сотрудники Крутихинского участка строят по всему краю. Приходилось в середине осени жить в неотапливаемом вагончике и мыться в ледяной воде протекающей рядом речки. Словом, бывало всякое, но ни профессию, ни место работы даже в голову не приходило сменить
– Мне нравится моя работа, – скромно говорит Сергей. – Нравится коллектив, в котором работаю. Мужики – все свои, и верно говорят о братстве шоферском, да и просто о коллективном. Если один возится с ремонтом, а другие освободились – дружно идут помогать. Никогда не оставят на трассе, если что-то вдруг случилось. У меня был случай: я ехал с прицепом, груженый щебнем. И возле Шелаболихи поднимался в гору. Зима, гололед, за спиной больше 20 тонн груза. Не могу забраться на склон, тянет прицеп назад. Страшно было, чего скрывать, я ведь не один на трассе, автомобили, автобусы идут в обе стороны. Неподалеку тракторист на К-700 чистил дорогу. Увидел, что у меня ЧП, подъехал сзади и под прицеп давай меня толкать. Вот такие случаи бывают, трасса – она не предсказуема.
И длина рабочего дня тоже. Вспоминает водитель, как он отмечал однажды свой день рождения. Собрались с супругой ехать к сыну в город. На дворе – 21 июня, самый пик дорожных работ, отличная погода. Время к 8 вечера. Жена собрала для сына посылки, уже перенесла их в машину. Примерно к 9 с работы вернулся Сергей – спасибо, мужики в честь дня рождения пропустили разгрузиться вне очереди. За праздничный стол у сына Зубцовы уселись в 23.50.

Семейные вёрсты
Этих вёрст у Зубцовых без малого 40! Ольга привыкла к бесконечным командировкам мужа, к его ненормированному рабочему дню. Но до сих пор её поражает его трудолюбие и неиссякаемая энергия.
– Совершенно не может без дела, – отмечает она, – с работы придет, рабочий день часов 14, а его позови куда-нибудь, и он с радостью откликнется. Дома копошится и копошится, вся уличная работа – на нем, еще и по огороду мне поможет. “Серёж, ты что ли не устал?” – “Нет”. Просто удивительно. У меня никогда, даже в самом начале нашей семейной жизни, не возникало вопроса, кто будет делать что-то по дому. Есть же специфические дела, типа замены электропроводки и еще чего-то? Всё сам, даже в мыслях не было кого-то нанимать. Очень скрупулезный – будет пыхтеть, ворчать, если что-то не получается, но сделает на совесть.
Вырос в семье сын Никита, уже обзавелся своей. Внучка Варенька 4 лет – любимица бабушки и дедушки. Дедушки особенно, у них незримая и очень прочная связь. Для нее выстроена беседка с качелей, для нее дедушка выстругивает рыцарские доспехи – девочка увлекается лошадьми и всем, что с ними связано.
А еще у Зубцовых масса семейных развлечений. Очень любят путешествовать, но удается это настолько редко! Вот сейчас у них в кои-то веки совпали отпуска, и они ездили в любимый Горный. По тем, кстати дорогам, к строительству которых приложил руку и глава семьи. Зимой они могут пойти кататься на охотничьих лыжах, прихватив с собой любимца Алтая. А еще любят кататься на лодке. Сергей заядлый охотник. Для хобби всё есть, только времени для него катастрофически не хватает. Поэтому редкие минуты, когда Зубцовы вместе, они предпочитают проводит активно, а не просто сидя перед телевизором. Хотя и это тоже.
А еще Сергей очень вкусно готовит. Обычные драники в его «исполнении» перестают быть обычными и становятся произведением кулинарного искусства. А его фирменная фаршированная щука! Те, кто ее когда-то пробовал, уже не забудут!

Заслуженное признание
Есть, конечно, у Сергея и “недостатки” – он слишком скромен и застенчив. Смущается, когда речь заходит о его персоне, переживает и нервничает. А тем временем Зубцова Сергея Ивановича, водителя 5 разряда АО «Центральное дорожно-строительное управление Алтайского края» филиала «Крутихинский» за многолетний добросовестный труд наградили в июне Благодарностью АКЗС, а в октябре Указом Губернатора № 168 – медалью “За заслуги в труде”!
Вот такой человек живёт и трудится рядом с нами. Обыкновенный, скромный и непубличный, но имеющий право быть примером для остальных.

Елена НЕВОЛИНА.

Лента новостей

Похожие новости