Сколько сегодня в мире существует профессий и как давно они появились? Водители, пекари, учителя, врачи, археологи, лётчики и ещё огромный список знакомых и незнакомых названий профессий, и каждая из этого перечня важна и значима.
Мир уже давно перестал был деревянным, он полностью держится на металле: здания и автомобили, теплотрассы и заборы – всё требует умелых рук сварщиков. Людей этой профессии можно увидеть издали на любом объекте – склонённая фигура человека над ослепительным ярким пламенем дуги, как волшебника, «сшивающего» из разрозненных кусков металла цельную конструкцию. Поэтому хорошие специалисты сварного дела сейчас очень востребованы.
Один из них – житель Крутихи Алексей Салыкин (на снимке). Человек не публичный и очень скромный, он никогда и никому не отказывает в помощи – будь это активные общественники или просто жители села.
“Не умею говорить “нет”, – так сам себя характеризует сварщик. Кстати, его золотых рук – работа по созданию монумента “Орден Мужества” на Аллее Памяти в Крутихе, светящиеся фигурки возле магазина “Автостиль”, отремонтированные или усовершенствованные спортивные объекты на стадионе Крутихинской школы. И, как дополнение, сухие трубы отопления в домах многих крутишан.
Трудится Алексей в Крутихинском дорожном участке по профессии, которой он отдал почти 30 лет жизни.
Ранним утром мы как раз вторглись в процесс ремонта чего-то под кузовом грузового автомобиля. Попросив подождать окончания работ, Алексей уделил нам время, за что огромное ему спасибо.
– Почему сварщик, а не механизатор, например? Не архитектор или кто-либо другой?
–Тут нужна небольшая предыстория. Моя профессия – не семейное дело, сразу скажу. Родился я в Иркутской области, городке под названием Усть-Илимск. И вот когда-то давно, когда я заканчивал школу, специалисты из Германии решили сделать эксперимент на базе нашего ПТУ: обучить и выпустить сварщиков не просто с удостоверением о прохождении курсов, а настоящих дипломированных специалистов, разбирающихся и в марках стали, и в способах их соединений, в общем, выпустить специалистов, работающих практически на всех видах сварки. В этом училище моя тётя преподавала русскую литературу, она-то и пригласила меня: «Попробуй, до армии время есть». Вот так я попал в ученики к немецким педагогам.
Сначала нас было две группы, потом осталась одна из самых стойких и упертых, ибо это требовало не только огромного количества усилий, но и огромного терпения. Во-первых, учились мы даже в выходные, то есть перерывов не было совсем. Во-вторых, весь процесс усложнялся общением с преподавателями через переводчика. Это тоже непросто. Кроме того, объем знаний (и теоретических, и практических) был очень велик. Темп бешеный, одно занятие пропустишь – потом не нагнать. Как и всем, вначале мне было тоже очень тяжело. Но, как видите, осилил, – улыбается Алексей.
– После службы в армии сразу удалось устроиться по специальности?
– Да, вернулся домой и устроился на завод в Усть-Илимске. Это была отличная школа для молодого специалиста, нужный опыт. Предприятие, где я начинал свою трудовую деятельность – огромный по своим производственным и техническим масштабам лесопромышленный комплекс «Илим», только количество единиц техники на тот момент превышало 4 тысячи. Самая большая ремонтная зона была там же, вот там я и работал.
– Начало трудового пути не омрачалось какими-то неудачами профессиональными?
– Разумеется, иногда что-то не получалось, приходилось переделывать, или обращаться к более опытным мастерам за советом и помощью. Но это не отвратило от профессии, скорее наоборот – подстегивало быть лучше. Профессия сварщика, на мой взгляд, вообще очень творческая, несмотря на то, что считается рабочей специальностью. Это не только две детали между собой соединить. Со временем и опытом мы становимся и закройщиками, и модельерами, в какой-то степени – художниками, только не кистью по холсту, а по железу сваркой. Греет душу, что твоя работа останется на долгие годы для людей.
– Спрошу, как у художника – какие краски предпочитаете, какие холсты, образно говоря?
– Среди всех аппаратов предпочитаю сварку аргонную, она более деликатная. Ею можно варить цветные металлы, алюминий, железо в том числе, да и вообще всё-всё. Она не раскидывает искры, мягкая и нежная, если так можно сказать о сварке. А вообще, существуют и виды металлов, про которые я только слышал, но ни разу с ними не работал. Не стоит на месте и сварочное дело, такие технологии сейчас, о которых раньше бы сказали – из области фантастики.
– Снова учитесь?
– Учусь, а как без этого? Благо, в интернете всё в доступе – и новые технологии, и примеры работ, и характеристики аппаратов, и отзывы профессионалов, которые на них работают. Интересно смотреть, изучать, примерять на себя, свои возможности. Всё чаще отмечаю для себя, что специалисты переходят на сварку лазерную, универсальную, так скажем. Если сейчас у меня на каждый вид работ своё оборудование, свои технологии, то с лазером всё просто – он заменит всё на любые виды работ и материалов.
– Профессия сварщика и востребована, и заработок неплохой. Почему молодежь так неохотно стремится в эту специальность?
– Кто ж её знает? Работа наша требует большой внимательности, на самом деле. Это большое напряжение – быть всё время сконцентрированным, усидчивым, уметь просчитать вперёд ход работ. Кроме того, всем известны риски – это и глаза, наш самый главный инструмент, и высокие температуры при выполнении работ, и неукоснительное соблюдение техники безопасности – а значит, это ещё и дисциплинированность.
– «Зайчиков» ловили?
– А как же! Какой же сварщик их не ловил! Вот самих сварщиков, настоящих профессионалов, становится меньше и меньше. В Крутихе их не то что на пальцах рук – на пальцах одной руки можно сосчитать. И все возрастные, кто-то и от дел отошел. А так, если посудить, то сварщики-самоучки у нас через дом – все, кто приобрел сварочный аппарат. Для дома – не спорю, что-то починить по мелочи. Но для крупных работ нужны и знания, и опыт.
Могу привести пример. Есть такие молодые люди, которые по-хорошему одержимы профессией. Конечно, они не вернулись на свою малую родину, уехали учиться дальше, получили высшее образование. их руки востребованы в крупных компаниях, самые умелые получают удостоверение ассоциации «НАКС» (саморегулируемая надзорная организация, которая проводит обучение, а затем аттестацию сварщиков на соответствие стандартам, с выдачей удостоверений, подтверждающих квалификацию – Ред.). Это очень и очень престижно! На своих работах они имеют право, как художники на картинах, рисовать личный автограф. Ну это уже высший пилотаж, это работа на газопроводах и где-нибудь подобном.
Естественно, в сёла такие парни только в гости будут приезжать. И это печально, нет у нас наставничества, не развито. Ну ведь учатся сейчас ребята – пригласите на практику, пусть мастера поделятся опытом.
– Мы уже говорили о том, что вы не можете отказать в просьбе о помощи…
– Не могу, – улыбается Алексей.
– Самая масштабная помощь?
– Монумент “Орден Мужества”. Нисколько не слукавлю, на его изготовление ушло 2,5 месяца. Вместе с молодежью мы сначала выбрали эскиз. Искали в интернете, что-то добавляли своё.
Затем я связался с коллегами из Усть-Илимска, они специально для нас сделали компьютерную программу для станка с числовым программным управлением (ЧПУ). Съездил, забрал флешку. Затем договорился с товарищем из Ордынки, у которого этот станок есть. Он нам раскроил материал. А уже потом я дорабатывал: работы было очень много, особенно ручной. Но получилось хорошо.
Не могу, да и не хочу отказывать школе и ребятишкам. Пьедестал, какие-то мелкие работы – мне не сложно, а ребятишкам на пользу.
А крутишане, главным образом, обращаются с проблемами системы отопления.
– Дома много изделий собственного производства?
– Стыдно сказать, но нет, – засмущался сварщик. – Нет на это времени. Супруга иногда сетует, когда же я сделаю то или это. Буду исправляться!
Вот такой человек живет рядом с нами. Скромный и мастеровой, не умеющий отказать в помощи. Один из нескольких в селе, чьи руки – на вес золота.